ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
В связи с принятием в последние годы различных нормативных актов, затрагивающих разработку экологической документации при проектировании и эксплуатации различного типа инженерных сооружений, возникают вопросы по совместимости их друг с другом и правильной трактовке.
Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 года в состав проектной документации объектов капитального строительства ввел раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», а через четыре года вышло Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в котором более полно было расшифровано его содержание.
Фактически этот «Перечень…» заменил необходимые ранее при проектировании разделы ООС (охрана окружающей среды) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Но в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями по состоянию на 14 марта 2009 года) в главе VI. «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» записано, что…«оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности». В первом пункте Перечня указано, что заказчик предоставляет «результаты оценки объекта капитального строительства на окружающую среду». Но является ли этот раздел полной заменой ОВОС? Практически это невозможно, так как формат всех материалов ОВОСа больше, чем раздел проектной документации.
Чаще всего очистные сооружения расположены на территории промплощадок крупных горно-обогатительных комбинатов, которые наносят вред окружающей среде несравненно больший, чем эксплуатация очистных сооружений.
Последние проекты ЗАО «Инженерные Геотехнологии» были связаны с проектированием очистных сооружений ПСВ медно-колчеданных и угольных месторождений Учалинского, Гайского и Ольжераского комплекса. Разрабатывалась проектная и рабочая документация, проводилось строительство очистных сооружений, пусконаладочные работы, а также мониторинг окружающей и геологической среды. В период проектирования на стадии «проект» основное внимание уделяется требованиям со стороны заказчика, обусловленным характером технологического процесса. При прохождении проектной документации в Государственной экологической экспертизе учитываются все замечания эксперта, что повышает качество выполняемых работ и уточняет обоснованность предложенных природоохранных мероприятий.
В процессе разработки раздела Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) возникает ряд вопросов, которые не решаются существующей нормативной документацией. После принятия Градостроительного Кодекса в 2004 году и Постановления Правительства РФ № 87 в 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» потеряли актуальность практические пособия к СНиП 11-01-95 и СП11–101–95. К сожалению, никаких новых пособий, разъясняющих порядок выполнения ПМООС и его наполняемость, пока не существует, что вызывает разночтения в написании глав Перечня.
Природоохранные мероприятия разрабатываются после выполнения всех разделов проекта и рассмотрения всех мероприятий, способствующих охране окружающей среды. Тогда производственный экологический контроль запроектированного предприятия по каждому из видов воздействия на компоненты природной среды основывается на мониторинговых исследованиях,
закрепленных в каждом из направлений. Еще одной из проблем является расчет стоимости природоохранных работ при проектировании. Здесь вроде бы нужно опираться на «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты водоснабжения и канализации», рекомендованный к применению ФАПСиЖКХ (Росстрой) письмом от 24.04.2008 №ВБ-1711 / 02, но в 4 «Таблице относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации» рассматривается процент от сметной стоимости для проектной стадии ОВОС, а в период строительства и эксплуатации ОВОС и ООС, хотя по Постановлению Правительства РФ № 87 здесь должен быть Перечень.
Существует определенная повторяемость глав в ПМООС и Проекте санитарно-защитных зон. В обоих документах производятся расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам, рассчитываются и наносятся границы санитарно-защитной зоны. Несогласованность этих двух документов ведет к дублированию глав и увеличению объемов разделов.
Разработанные различными организациями экологические программы не позволяют с достаточной точность характеризовать процесс загрязнения окружающей среды при проектировании. Во-первых, это связано с недостаточностью и ориентировочностью используемых данных, а во-вторых, с привязкой многих программ к определенным базовым программам.
В заключение можно отметить, что при выполнении всех стадий проектирования и дальнейшей оценки в Государственной экспертизе возникает много вопросов как по содержанию природоохранных документов, так и по их оформлению. Хотелось бы, чтобы выходящие новые природоохранные законопроекты в комплексе охватывали все аспекты решений задач, что в свою очередь сможет поднять на новый уровень охрану окружающей среды в нашей стране. Но на прак-
тике получается, что существующие пособия, составленные с учетом требований ранее выпущенных нормативных актов, не соответствуют требованиям современных нормативных актов.